Документы по здоровьесбережению в МДОУ "Детский сад № 9 "Аистенок"
Программа здоровьесбережения "Здоровый ребенок" на 2021-2024 гг. (открыть)
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников МДОУ "Детский сад № 9 "Аистенок" (открыть)
Физкультминутка (открыть)
Дыхательная гимнастика (открыть)
Пальчиковая гимнастика (открыть)
Гимнастика для глаз (открыть)
Здоровьесбережение в ДОУ
Нередко, отдавая малыша в детский садик, родители попадают в сложную ситуацию. Вроде и садик хороший, и педагоги самые-самые, а ребенок уже не бодрый и шустрый, как раньше, а постоянно уставший и кислый.
Без сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребенка, но и не навредить его здоровью. Как показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям в адаптации к более взрослой, школьной жизни.
На первом месте идет перегрузка учебных программ, ориентированных и спланированных по школьному образцу. За перегрузкой следует и несовершенство программ и технологий учебного процесса. Кроме того, до сих пор в садиках часто отсутствует индивидуальный подход преподавателя к маленькому человечку, занятия проходят с ориентацией на группу, а не на конкретного малыша. Ребенок дошкольного возраста еще далеко не сформировался в моральном и социальном плане, но в погоне за обучающей составляющей, в дошкольном учреждении, к сожалению, все меньше внимания уделяют воспитательной части. По этой же причине, делая акцент на обучающей составляющей, упускается из вида физическая, активная фаза процесса. А ведь малышу, из которого фонтаном бьет энергия, порой важнее побегать и попрыгать, чем сидеть за партой и слушать правила (гораздо более скучные, чем бросание камешков в лужу, например).
В последнее время появилась потребность внедрять здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволит в период обучения ребенка в дошкольном учреждении не только получить нужные знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье. А, кроме того, она подразумевает и индивидуальный подход к каждому непоседе.
Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Сегодня здоровьесберегающие технологии в детском саду добавляют им еще один – «Как учить?». Главная цель здоровьесбережения в ДОУ – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Как только ребенок начинает ерзать на месте, часто менять свое положение, зевать, укладывать голову на стол или руки, отвлекаться и отвлекать товарищей, это верный знак того, что он уже устал. Бесполезно ругать его или пытаться заставить собраться. Все равно он уже не будет воспринимать новую информацию, а на вопросы вряд ли ответит правильно. Опытный и внимательный педагог сразу это поймет и отреагирует.
Если же дошколенка увлечь, сделать его самого активным первооткрывателем новых для него знаний, то усталость еще долго не даст о себе знать. Маленькому испытателю нужно предоставить возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении. Тогда и энергия, и интерес к учебе не иссякнут, и, как результат, такой увлеченный интересным процессом ребенок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.
Конечно, программа, по которой работают в том или ином дошкольном учреждении, уровень подготовки педагогов, условия в дошкольном учреждении, обуславливают и здоровьесберегающие педагогические технологии. Об этом говорят не только педагоги, но и медики, и психологи.
Не секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется их представление о нем. И если воспитатели и учителя гармонично и сбалансировано организовали работу с ребятней, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
Очевидно, что здоровьесбережение в ДОУ - это та палочка-выручалочка, которая помогает и малышам, и их воспитателям организовать такое обучение, которое было бы в радость. В основном, для сохранения здоровья детей опытные педагоги прибегают к несложным и веселым методам.
Здоровьесбережение в ДОУ может быть реализовано за счет следующей деятельности:
Подготовка к школе это не только умение ребенка считать и читать, все гораздо сложнее. Даже бегло читающий и считающий первоклассник может чувствовать себя крайне некомфортно в школе, по сравнению с тем его товарищем, который умеет находить общий язык с новыми знакомыми, легко идет на контакт и имеет свое обоснованное мнение, которому интересно учиться, а также, крепкому физически. Такие уверенные в себе и активные дети и болеют реже. Именно по этой причине дошкольное обучение должно быть гармоничным, комплексным, не ограничиваться счетом и письмом. Следует разнообразить досуг ребенка танцами, физкультурой, творчеством, музыкой и т.д.
Подготовить к школе ребенка сложно. Ведь его нужно не только научить базовым наукам, но и мышлению, умению анализировать, решать логические задачи, сформировать потребность в физической активности, научить устанавливать контакты. И чем раньше дошколенок получит эти навыки, тем проще ему будет в дальнейшем.